The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Программирование с использованием Qt без KDevelop (qt window x gcc)


<< Предыдущая ИНДЕКС Правка src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>
Ключевые слова: qt, window, x, gcc,  (найти похожие документы)
From: nnivanov <http://lindevel.ru>; Date: Mon, 15 Jun 2005 18:21:07 +0000 (UTC) Subject: Программирование с использованием Qt без KDevelop Оригинал: http://www.lindevel.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=28 В Linux библиотека Qt плотно интегрирована в среду KDevelop. Однако KDevelop - это KDevelop, а Qt - это Qt. В этой статье рассказывается, как можно писать приложения на Qt, используя только текстовый редактор. Qt без KDevelop СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Что нужно знать для работы с QT 1.1. Метаобъекты и метакомпилятор 1.2. Особенности работы с QT 2. Пример работающей программы 2.1. main.cpp 2.2. mywidget.h 2.3. mywidget.cpp 2.4. Makefile ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Это руководство поможет вам разобраться в особенностях построения прогр амм, использующих библиотеку QT. Большинство программистов, использующих QT, пишут свои программы в среде KDevelop. Эта SDK действительно располагает удобными инструментами и позволяет программисту состедотачиваться на программе, а не на формальностях. Однако я хочу показать вам альтернативный метод построения программ. Чтобы использовать библиотеку QT, достаточно консоли, текстового редактора и графического окружения (например, KDE). Проверьте также, установлен ли у вас набор заголовочных файлов для разработки qt-devel. При написании этого руководства использовалась библиотека qt-3.3.3. Есл и вы внимательно прочитаете данное руководство, то у вас не возникнет проблем с использованием других версий QT. 1. Что нужно знать для работы с QT 1.1. Метаобъекты и метакомпилятор Основная особенность библиотеки QT - это механизм сигнал-слот. Для использования этого механизма создаются особые классы с константой Q_OBJECT. Мы можем без труда откомпилировать файл, в который включен хэдэр, содержащий Q_OBJECT, однако с линковкой будут крупные пробелмы. Оказывается, когда мы создаем подобные классы, мы пишем не на чистом C++, а на дополненном C++. Этот дополненный код используется исключительно в заголовочных файлах. Чтобы из дополненного исходного кода получить классический исходный код используют механизм метакомпиляции, который из заголовочного файла генерирует дополнительный исходный файл C++, содержащий описание QT-класса. Термин "компиляция" здесь отдает явням преувеличением: я бы скорее назвал это метаобработкой. Вместе с библиотекой QT поставляется метакомпилятор moc (Meta Object Co mpiler). Синтаксис moc следующий: $ moc [options] header-file Как видим, метакомпилятор получает всю нужную ему информацию из заголов очного файла. Единственная опция метакомпилятора, которую нам необходимо сейчас знать - это опция -o, которая аналогична такой же опции GCC. 1.2. Особенности работы с QT Особенность первая. Библиотека QT не является частью стандартной библио теки языка C++, поэтому она подключается к проекту при помощи опции линковщика -l. Особенность вторая. Библиотека QT как правило располагается в своем обособленном каталоге, поэтому линковка должна осуществляться с опцией -L. Аргументом этой опции является каталог месторасположения библиотеки. Есть, конечно, и другие способы не вынуждать линковщик на нецензурную брань, как то: изменение значений переменных окружения, создание символических или жестких ссылок на библиотеку и т. п. Однако использование опции -L обусловлено прежде всего проблемой совместимости. Особенность третья. Заголовочные файлы из набора qt-devel располагаются как правило в отдельном каталоге, который надо указывать при компиляции. Для этого используется опция I компилятора. Чтобы собрать программу-пример, вам придется изменить переменные Makefile в соответствии с особенностями вашей системы. 2. Пример работающей программы 2.1. main.cpp /* main.cpp */ #include <qapplication.h> #include "mywidget.h" int main (int argc, char** argv) { QApplication *qapp; qapp = new QApplication (argc, argv); MyWidget *myw; myw = new MyWidget (); qapp->setMainWidget (myw); myw->show (); return qapp->exec (); } 2.2. mywidget.h /* mywidget.h */ #include <qmainwindow.h> #include <qpushbutton.h> #include <qlineedit.h> #include <qlabel.h> #include <qstring.h> class MyWidget : public QMainWindow { Q_OBJECT private: QLineEdit* line1; QLineEdit* line2; QLineEdit* line3; QPushButton* bcalc; QPushButton* bclear; QLabel* labplus; QLabel* labis; public slots: void slotCalc (); void slotClear (); public: MyWidget (); ~MyWidget (); }; 2.3. mywidget.cpp /* mywidget.cpp */ #include "mywidget.h" MyWidget::MyWidget () { this->resize (300, 200); line1 = new QLineEdit (this); line2 = new QLineEdit (this); line3 = new QLineEdit (this); bcalc = new QPushButton ("Calculate", this); bclear = new QPushButton ("Clear", this); labplus = new QLabel ("+", this); labis = new QLabel ("=", this); line1->move (20, 30); line1->resize (50, 20); labplus->move (85, 30); labplus->resize (20, 20); line2->move (110, 30); line2->resize (50, 20); labis->move (180, 30); labis->resize (20, 20); line3->move (210, 30); line3->resize (50, 20); line3->setReadOnly (true); bcalc->move (80, 80); bcalc->resize (100, 30); bclear->move (180, 80); bclear->resize (80, 30); connect (bcalc, SIGNAL(clicked ()), this, SLOT (slotCalc ())); connect (bclear, SIGNAL(clicked ()), this, SLOT (slotClear ())); } MyWidget::~MyWidget () { } void MyWidget::slotCalc () { double d; QString tmp; d = line1->text().toDouble (); d += line2->text().toDouble (); line3->setText (tmp.setNum (d)); } void MyWidget::slotClear () { line1->setText (""); line2->setText (""); line3->setText (""); } 2.4. Makefile # Makefile to myapp project QT_LIB_DIR = /usr/lib/qt3/lib QT_LIB = qt-mt QT_INC_DIR = /usr/lib/qt3/include QT_MOC = /usr/lib/qt3/bin/moc myapp: main.o mywidget.moc.o mywidget.o g++ -o myapp mywidget.moc.o main.o mywidget.o -L$(QT_LIB_DIR) -l$(QT_LIB) mywidget.moc.cpp: mywidget.h $(QT_MOC) -o mywidget.moc.cpp mywidget.h mywidget.o: mywidget.cpp mywidget.h g++ -c mywidget.cpp -I$(QT_INC_DIR) main.o: main.cpp mywidget.h g++ -c main.cpp -I$(QT_INC_DIR) mywidget.moc.o: mywidget.moc.cpp mywidget.h g++ -c mywidget.moc.cpp -I$(QT_INC_DIR) clean: rm -f *.o myapp mywidget.moc.cpp ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данное руководство предполагает, что вы умеете работать с утилитой make и знаете общие принципы работы библиотеки QT. Вы также знаете, что для сборки программы необходимо набрать make, а для запуска - ./myapp. Комментарии: Написал Guest 2005-05-13 22:21:07 Не плохая статья чтобы развеить стериотип, что Qt приложнения можно писать только под kdevelop. Единственной что хотелось добавить что можно кампилировать программы гараздо проще: #qmake -project /*создает Qt проект*/ #qmake /*создает Make file примерно такойже и у администратора*/ #make /*компилирование программы*/ Написал nnivanov 2005-05-13 23:43:52 Рад, что Вам понравилось. Я не затрагивал qmake, поскольку основная читающая аудитория - это подписчики рассылки "Программирование в Linux с нуля", в которой еще не разбирались такие темы как automake, autoconf, imake, tmake и qmake. Все примеры сейчас используют обычный gmake (make). Но в следующем варианте этой статьи (может быть уже для qt4, кто знает!) обязательно будет рассмотрено средство qmake.

<< Предыдущая ИНДЕКС Правка src Установить закладку Перейти на закладку Следующая >>

Обсуждение [ RSS ]
  • 1, sgol (?), 17:50, 25/10/2006 [ответить]  
  • +/
    Полезно и хорошо написано. Спасибо!
    Нужен совет: Ищем людей с опытом (включая негатив) в среде QT4/KDE и все связанное с этим.

    Есть интересный проект.

     
  • 2, aljaba (??), 15:04, 27/11/2006 [ответить]  
  • +/
    действительно полезная статья
     
  • 3, Landin (?), 02:45, 25/02/2007 [ответить]  
  • +/
    спасибо. действительно нужная статья.
     
  • 4, Nikita (??), 14:32, 21/08/2007 [ответить]  
  • +/
    я новичек, но и у меня не возникло проблем с компиляцией.
    Спасибо, хорошая статья.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Заголовок:
    Текст:




    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру