Начну с критики> Они делали очень кривую и багованную версию
Как правило, порты, выполненные через трансляторы и врапперы, не глючили. а отличались только тормозами. Например Ведьмак 2 для Linux в момент релиза точно не глючил, а только тормозил (позднее производительность подняли). То же самое можно сказать про игры на движке Source: транслятор съедает часть производительности, но сами игры не глючат (во всяком случае, из-за трансляции).
> Особенно, когда её им делал не рандомный Icculus
Нифига себе "рандомный" - одна из знаковых фигур индустрии!
> что-то понимающий в кроссплатформенной разработке
Так пренебрежительно говоришь, как будто про любителя, а не профессионала.
> и порты которого спустя 20 лет вполне работают
Плюсую
> Стало намного лучше, поскольку теперь работают все игры не завязанные слишком уж сильно на глючные проприетарные компоненты и кишки венды
Есть же целиком нативные игры, выполненные не через транслятор. Euro Truck Simulator 2, Amnesia, игры на Unreal (Dungeon Defenders, Painkiller: Hell and Damnation, Sanctum 2), космосимы (Kerbal Space Program, Faster Than Lite, Strike Suit Zero, Everspace), Duke Nukem 3D: Megaton Edition, Minecraft. Вроде Saints Row 2 не через транслятор (во всяком случае я не вижу в издателях Virtual Programming, Feral или Ashyr). Dota 2 на движке Source 2 вроде использует OpenGL нативно. Serious Sam 3 и Talos Principle. Trine 1, 2, 3. Бенчмарки Unigine.
И они работают хорошо. Плохо работали только те игры, которые были портированы через транслятор, враппер. При этом я не видел багов, связанные с трансляцией, а только тормоза. PAYDAY 2, Rocket League, Bioshock Infinite, и так далее
А с Proton все разработчики игр говорят "мы не будем делать Linux-версию. Мы попробовали запустить игру в Proton, и она там работает хорошо". При этом протон использует DXVK, который выполняет трансляцию из Direct3D в Vulkan. Которая происходит быстро. Без потери FPS. В отличие от трансляции из Direct3D в OpenGL, где теряется процентов 30% в скорости.
Но у DXVK есть и свои проблемы. Например я не смогу поиграть на нём на 560 Ti, потому что это Fermi, и там нет поддержки Vulkan. Протон позволяет выполнять трансляцию в OpenGL в этом случае, но про потерю FPS я уже говорил. Другая проблема, это огромный жор видеопамяти при использовании DXVK. Например у меня есть мобильная GeForce GT 650M, которая прекрасно поддерживает Vulkan, и я играю, например, в нативный Talos Principle, имея 80 FPS. А вот DXVK я смогу поюзать едва ли, потому что всего лишь 1 Гб видеопамяти.
Ни одной из этих проблем не было бы, если бы авторы игр заморочились сделать нативный порт. Не через трансляторы. Используя нативно всё тот же Vulkan, например.