The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]



Индекс форумов
Составление сообщения

Исходное сообщение
"Выпуск проприетарного драйвера NVIDIA 470.42.01"
Отправлено Zenitur, 23-Июн-21 22:50 
Сначала были видеокарты для Altair, потому что та вообще не имела видеовывода. Центральный процессор был настолько слаб, что не мог ещё и графику отрисовывать. Да и прерываний вроде бы не было, так что проц делал только одну задачу. Если выводит изображение на экран, то клавиатуру в этот момент не слушает. И наоборот. Поэтому в видеокартах стали ставить дополнительный процессор, который обрабатывает именно вывод изображения на экран.

Потом появился IBM PC. Сначала был MDA с разрешением 80x25 символов и CGA с разрешением 320x200 точек, 4 цвета. Потом появился EGA 320x200, 16 цветов. Потом VGA, 640x480, 256 цветов. Потом SVGA, 800x600, 256 цветов. Ты просил рассказывать максимально кратко, поэтому я оставляю за скобками Геркулес, Feature-контроллер, разницу в разъёмах EGA и VGA, Shadow RAM, а также много что ещё.

SVGA использовались долго - до первой половины 00-х. Более высокое разрешение экрана было доступно и во второй половине 90-х, но люди всё равно ставили ниже, потому что высокая частота обновления экрана на ЭЛТ-мониторе важнее, чем высокое разрешение.

Потом появилась проблема с тем, что нельзя выделить более 384 Кб видеопамяти. На видеокарте могло быть и 512 Кб, и даже мегабайт, но использоваться они не могли из-за спецификации IBM PC XT и более поздних моделей. Там было заявлено, что в компьютере стоит 1 Мб ОЗУ, из них приложению отдаётся 640 Кб, а остальное - на системные нужды. И расписано, что для чего. В том числе для вывода изображения на экран. Именно этот момент ограничивал максимальное количество видеопамяти.

Появились W32-видеокарты, в которых проблему обошли. Появились VESA-режимы. Появился фреймбуфер.

Начали появляться крутые видеокарты с аппаратным 2D-ускорением. Они не очень подходили для игр, скорее для CAD-ов. Например видеокарты от Matrox.

Появилась S3, ставшая самой массовой видеокартой.

Появился 3dfx, первый коммерчески успешный 3D-ускоритель. Он соединялся с видеокартой при помощи пасстру-кабеля.

Потом появилась NVIDIA Riva. Она пыталась конкурировать с 3dfx, но результатом был лишь малый процент рынка. Потом, после ряда ошибок 3dfx, NVIDIA укрепила позиции. Потом 3dfx ошибалась всё серьёзнее и серьёзнее. Потом 3dfx оказалась банкротом, и NVIDIA приобрела 3dfx. С 2001 по 2002 NVIDIA была монополистом, так как конкуренты покинули рынок, либо же были слишком слабы. Потом появилась ATi Radeon, первый (и последний) серьёзный конкурент NVIDIA.

ChangeLog драйвера NVIDIA для Linux начинается с декабря 2000 года. Странно, что так поздно: упоминания драйвера NVIDIA для Linux я находил и раньше, например в темах и сообщениях пользователей от 1998 года, по запуску Quake 2 на видеокартах от NVIDIA. Возможно, ранее драйверы распространялись вендорами (Diamond и прочими).

На видеокартах NVIDIA можно было запустить много разных драйверов. Если вы смогли запустить фреймбуферную консоль на вашей видеокарте (например при помощи драйвера rivafb), можно было запустить иксы с драйвером fbdev. Плюсы: переключение с иксов на виртуальный терминал без мерцания экрана. Минус: нет аппаратного 2D-ускорения и программного 3D через Mesa. Также можно было использовать драйвер vesa.

Сама же компания NVIDIA предлагала два драйвера: nv и nvidia. Первый имеет поддержку аппаратного 2D-ускорения и программного 3D через Mesa. Второй имеет поддержку аппаратного 2D- и 3D-ускорения. Последнее - через свою собственную проприетарную библиотеку libGL.so.1, заменяющую одноимённую библиотеку от Mesa.

В 2006 году началась разработка опенсорсного драйвера nouveau. Он базировался на nv, и в него пытались добавить поддержку аппаратного 3D-ускорения через Mesa. Это делалось при помощи реверс-инжиниринга (инженерного анализа) Windows-версии проприетарного драйвера nvidia.

В 2008 году выходит GeForce 8, и в драйвере nv не появилось поддержки аппаратного 2D на ней. Возможно, из-за того, что в этой карточке 2D ослабили в целом. Но специалисты сумели запустить 2D на GeForce 8 и 9 правкой пары строк в драйвере nv. Что же мешало NVIDIA сделать это самой? В nouveau как раз и добавили всё необходимое для 2D-ускорения на GeForce 8 и 9.

В 2008 году Intel представил технологию KMS.

В 2008 году nouveau получил первую работающую аппаратную 3D-графику.

В 2009 году radeon и nouveau получают поддержку KMS.

В 2009 году nouveau принимают в ядро Linux. Компания NVIDIA высказалась, что она не против, и в суд подавать не будет. Через неделю NVIDIA прекратила поддержку nv, предлагая использовать проприетарный драйвер nvidia. Но всё равно обязалась выпускать обновления nv для поддержки новых "иксов".

В 2010 году анонсируют Wayland - новый графический сервер. Его главным преимуществом была работа через механизмы DRI, EGL, GLES, KMS, GBM, привязка к DBus и отсутствие "сетевой прозрачности". Также Wayland обещал быть более защищённым от скриншотов содержимого экрана вредоносными приложениями.

В 2016 году NVIDIA добавила поддержку KMS в свои драйверы. Поддержку EGL и GLESv2 она добавила несколькими версиями ранее.

Стало можно работать под Wayland. Но одного компонента не хватало: GBM. Вместо него NVIDIA использовала технологию EGLStreams. У Гномеров "бомбануло", и они попросили NVIDIA использовать общепринятый механизм GBM. Но те отказались, аргументировав отказ тем, что EGLStreams является стандартизированным самой Khronos Group механизмом. В мейнстримовый дистрибутив Linux под названием Fedora (в котором раньше всех появляются новые "фичи") добавили патчи от NVIDIA, позволяющие запустить GNOME и GDM через механизм EGLStreams.

В драйвере nouveau добавили генератор "прошивок" (firmware). Затем NVIDIA добавила требоваие использовать только те прошивки, которые подписаны её цифровым ключом. При этом прошивки есть на сайте NVIDIA, но под несвободной лицензией. Из-за этого на новых видеокартах NVIDIA стало нельзя использовать реклокинг, из-за чего драйвер nouveau работает медленно.

Ну а что касается твоего вопроса. Nouveau заработает без проблем и дополнительной настройки. NVIDIA используй на Fedora, там всё "из коробки" и не требует настройки. Что ж, а я буду ждать поддержки Wayland в драйверах для Voodoo2. Тогда будет "готов".

 

Ваше сообщение
Имя*:
EMail:
Для отправки ответов на email укажите знак ! перед адресом, например, !user@host.ru (!! - не показывать email).
Более тонкая настройка отправки ответов производится в профиле зарегистрированного участника форума.
Заголовок*:
Сообщение*:
 
При общении не допускается: неуважительное отношение к собеседнику, хамство, унизительное обращение, ненормативная лексика, переход на личности, агрессивное поведение, обесценивание собеседника, провоцирование флейма голословными и заведомо ложными заявлениями. Не отвечайте на сообщения, явно нарушающие правила - удаляются не только сами нарушения, но и все ответы на них. Лог модерирования.



Партнёры:
PostgresPro
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру