The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]



Индекс форумов
Составление сообщения

Исходное сообщение
"Раздел полезных советов: Первые 5 минут устранения неполадок..."
Отправлено auto_tips, 18-Июл-13 23:00 
Когда наша команда еще занималась вопросами эксплуатации, оптимизации и масштабирования в предыдущей компании, нам приходилось иметь дело с отладкой медленно работающих приложений и целых инфраструктур, часто большого размера (представьте CNN или the World Bank). Горящие сроки, экзотические стеки технологий и недостаток информации обычно гарантировали незабываемые впечатления.

Причины неполадок редко были очевидными; ниже я привожу список шагов, с которых мы обычно начинали поиск проблемы.

++ Войдите немного в контекст

Не спешите бросаться на сервера, сперва нужно выяснить, что уже известно о системе и специфике проблемы. Не стоит тратить время на поиск проблемы вслепую.

Несколько обязательных вопросов, требующих ответа:

*** Какие конкретно наблюдаются симптомы? Подвисания? Ошибки?
*** Когда проблема была замечена впервые?
*** Воспроизводится ли она?
*** Есть ли закономерность (например, происходит каждый час)?
*** Какие были последние изменения в системе (код, сервисы, стек приложений)?
*** Влияет ли проблема на определенную группу пользователей (авторизированных, не авторизированных, с общим географическим расположением...)?
*** Имеется ли документация на архитектуру (физическую и логическую)?
*** Используется ли система мониторинга? Munin, Zabbix, Nagios, New Relic... Подойдет любая.
*** Ведется ли (централизированное) журналирование? Loggly, Airbrake, Graylog..

Последние два пункта представляют собой наиболее удобные источники информации, но не возлагайте на них больших надежд: как ни печально, именно мониторинг и журналирование часто отсутствуют. Если не повезло, сделайте заметку, что это нужно поправить, и двигайтесь дальше.

++ Кто здесь?

   $ w
   $ last

Не критично, но обычно не стоит заниматься устранением неполадок в системе, в то время когда с ней играются другие люди. На кухне достаточно одного повара.

++ Что делали в системе?

   $ history

Всегда полезно посмотреть на историю команд в комбинации с информацией о том, кто ранее заходил в систему. Не забывайте про ответственность: то, что вы администратор, не дает вам права нарушать чужую конфиденциальность.

Маленькая заметка в уме на потом — вы можете задать переменную окружения HISTTIMEFORMAT, чтобы была возможность отслеживать время, когда выполнялись команды из истории. Нет ничего более раздражающего, чем анализ устаревшего списка команд, не имеющих отношения к проблеме...

++ Что запущено?

   $ pstree -a
   $ ps aux

Вывод ps aux содeржит, как правило, много подробной информации о процессах, тогда как pstree -a выдает наглядную и лаконичную картину запущенных процессов, вместе с родительской иерархией.
"Слушающие" сервисы

   $ netstat -ntlp
   $ netstat -nulp
   $ netstat -nxlp

Я предпочитаю выполнять эти команды отдельно, в основном потому что я не люблю смотреть на все сервисы одновременно. Тем не менее, netstat -nalp тоже подойдет и я бы не опускал опцию -n  (IP-адреса, мне кажется, воспринимаются лучше).

Определите запущенные службы и выясните должны ли они выполнятся. Посмотрите какие порты находятся в слушающем состоянии. PID слушающего процесса можно всегда найти в выводе ps aux. Это может оказаться очень полезным, особенно когда в системе одновременно запущены несколько Java или Erlang процессов.

Обычно, мы стараемся, чтобы наши системы были более или менее специализированы, с небольшим количеством сервисов на каждой из них. Если вы видите десятки слушающих портов, наверно стоит отметить это себе в уме, чтобы потом разобраться как это можно почистить или реорганизовать.

++ Процессор и память

   $ free -m
   $ uptime
   $ top
   $ htop

Эти команды должны ответить на несколько вопросов:

*** Есть ли свободная память? Происходит ли своппинг на диск?
*** Насколько загружены процессоры? Сколько ядер доступно на сервере? Перегружены ли какие-то из них?
*** Что больше всего нагружает систему? Какое у системы значение средней нагрузки (load average)?

++ Аппаратная часть

   $ lspci
   $ dmidecode
   $ ethtool

Обычные, невиртуализированные сервера продолжают широко использоваться, и эти команды должны помочь:

** Определить RAID-контроллер (есть ли у него батарея резервного питания?), процессор и количество доступных слотов памяти. Это может подсказать вам потенциальные причины проблемы и пути увеличения производительности.

** Выяснить правильно ли настроена сетевая карта? Не работает ли она в режиме полудуплекса? На скорости 10MBps? Есть ли ошибки приема-передачи?

+++ Производительность ввода-вывода

   $ iostat -kx 2
   $ vmstat 2 10
   $ mpstat 2 10
   $ dstat --top-io --top-bio

Очень полезные команды для анализа общей производительности системы хранения.

** Проверяем свободное место: есть ли в системе полностью занятые файловые системы или диски?
** Используется ли своп (si/so)?
** Что занимает процессор: системные вызовы? пользовательские процессы? много ли времени крадется гипервизором (VM)?
**  Моя любимая команда - dstat. Какие процессы интенсивно используют ввод-вывод? Может быть MySQL грузит дисковую подсистему? Или это какой-то PHP-скрипт?

++ Точки монтирования и файловые системы

   $ mount
   $ cat /etc/fstab
   $ vgs
   $ pvs
   $ lvs
   $ df -h
   $ lsof +D / /* будьте осторожны, не положите сервер */

** Сколько файловых систем смонтировано?
** Есть ли файловые системы, выделенные для конкретных сервисов? (MySQL например?)
** Какие указаны опции монтирования: noatime? default? Есть ли какие-то файловые системы смонтированные в режиме только для чтения?
** Есть ли свободное место на дисках?
** Нет ли больших удаленных файлов, которые продолжают удерживаться каким-либо процессом?
** Есть ли место для расширения раздела, если проблема в свободном пространстве?

++ Ядро, прерывания и сеть

   $ sysctl -a | grep ...
   $ cat /proc/interrupts
   $ cat /proc/net/ip_conntrack /* может занять некоторое время на  загруженных серверах */
   $ netstat
   $ ss -s

** Распределены ли прерывания равномерно по всем процессорам? Возможно одно из ядер перегружено из-за прерываний от сетевой карты, RAID-контроллера, ...?
** Какое задано значение swappinness в системе? 60 подходит для персональных компьютеров, но не для серверов. Желательно, чтобы сервер никогда не использовал своп, иначе во время чтения/записи данных на диск, процессы вытесненные в своп окажутся заблокированными.
** Достаточно ли велико значение conntrack_max для существующего трафика?
** Как долго TCP-соединения могут находится в различных состояниях (TIME_WAIT, ...)?
** netstat может быть немного медленным при выводе всех существующих соединений, тогда используйте ss -s, чтобы быстро получить краткую статистику.

Посмотрите статью про настройку TCP в Linux, в ней есть полезная информация на эту тему.

++ Системные журналы и сообщения ядра

   $ dmesg
   $ less /var/log/messages
   $ less /var/log/secure
   $ less /var/log/auth

** Ищите любые сообщение об ошибках или предупреждения. Есть ли сообщения о слишком большом количестве соединений в conntrack?
** Есть ли сообщения об аппаратных ошибках или ошибках файловой системы?
** Коррелируется ли время между ошибками в журналах и предоставленной информацией о проблеме?

++ Задания cron

   $ ls /etc/cron* + cat
   $ for user in $(cat /etc/passwd | cut -f1 -d:); do crontab -l -u $user; done

** Есть ли задания, которые выполняются слишком часто?
** Есть ли персональные конфигурационные файлы cron, спрятанные от постороннего взгляда?
** Выполнялось ли какое-либо резервное копирование в то время, когда возникла проблема?

++ Журнальные файлы приложений

Здесь можно много что исследовать, но вряд ли у вас будет время, чтобы детально все просмотреть. Поэтому, сконцентрируйтесь на самом очевидном, например для LAMP-сервера:

** Apache & Nginx; посмотрите журналы доступа и ошибок, ищите ошибки 5xx, возможные ошибки limit_zone.
** MySQL; посмотрите есть ли ошибки в mysql.log, следы поврежденных таблиц, работающий процесс восстановления innodb. Посмотрите журнал медленных операций и определите есть ли проблемы с диском, индексами или запросами.
** PHP-FPM; если включен журнал php-slow, покопайтесь в нем и попробуйте найти ошибки (php, mysql, memcache, ...). Если журнал выключен, активируйте его.
** Varnish; проверьте отношение hit/miss в varnishlog и varnishstat. Не пропущено ли правило в конфигурации, в результате чего запросы конечных пользователей проходят до бекэнда, минуя varnish?
** HA-Proxy; какой статус у бекэндов? Правильно ли работает проверка здоровья бекэндов? Не переполнена ли очередь запросов на фронтэнде или бекэндах?

++ Заключение

После этих первых пяти минут (плюс-минус десять), у вас должно будет сформироваться более полное понимание ситуации:

** Что запущено.
** Связана ли проблема с вводом-выводом/аппаратной частью/сетевой подсистемой или конфигурацией (плохой код, настройки ядра, ...).
** Есть ли знакомые шаблоны: плохое использование индексов БД, слишком много процессов apache, и т.п.

Вы даже могли уже найти непосредственную причину проблемы. Если нет, то вы находитесь в хорошей позиции для дальнейших поисков, зная, что все очевидное уже проверено.

Оригинал: [[http://devo.ps/blog/2013/03/06/troubleshooting-5minutes-on-a... First 5 Minutes Troubleshooting A Server by Vincent Viallet]], 6 March 2013. Translated by Ivan Pesin, July 2013


URL: http://ivanpesin.info/blog/2013/07/first-5-minutes-troublesh.../
Обсуждается: http://www.opennet.ru/tips/info/2784.shtml

 

Ваше сообщение
Имя*:
EMail:
Для отправки ответов на email укажите знак ! перед адресом, например, !user@host.ru (!! - не показывать email).
Более тонкая настройка отправки ответов производится в профиле зарегистрированного участника форума.
Заголовок*:
Сообщение*:
 
При общении не допускается: неуважительное отношение к собеседнику, хамство, унизительное обращение, ненормативная лексика, переход на личности, агрессивное поведение, обесценивание собеседника, провоцирование флейма голословными и заведомо ложными заявлениями. Не отвечайте на сообщения, явно нарушающие правила - удаляются не только сами нарушения, но и все ответы на них. Лог модерирования.



Партнёры:
PostgresPro
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру