The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | теги | ]

Релиз Mesa 9.2 c поддержкой UVD и новой порцией расширений OpenGL

28.08.2013 10:23

Доступен релиз свободной реализации OpenGL API - Mesa 9.2. В состоянии первого выпуска ветка Mesa 9.2 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода, будет выпущена стабильная версия 9.2.1. Выпуск Mesa 9.2 является первой версией, подготовленной в рамках ускоренного процесса разработки, ознаменовавшего переход к формированию значительных выпусков раз в 3 месяца и корректирующих версий - раз в 2 недели.

В настоящее время в Mesa обеспечена полноценная поддержка OpenGL 3.1 для видеокарт Intel и Radeon. Поддержка OpenGL 3.2/3.3 пока не является полной, но уже очень близка к данному состоянию - остаётся довести до конца реализацию языка описания шейдеров GLSL 1.50 и поддержку геометрических шейдеров. После завершения реализации всех возможностей OpenGL 3.2/3.3 планируется выпустить релиз Mesa 10.0.

Основные изменения в Mesa 9.2:

  • Поддержка новых расширений OpenGL, определённых в стандартах OpenGL 3.2/3.3 и 4.x:
    • GL_ARB_shading_language_420pack (во всех драйверах, поддерживающих GLSL 1.30);
    • GL_ARB_texture_buffer_range (nv50, nvc0);
    • GL_ARB_texture_multisample (i965);
    • GL_ARB_texture_storage_multisample (i965);
    • GL_ARB_texture_query_lod (i965);
    • GL_ARB_texture_storage (в драйверах radeon, r200 и nouveau);
    • GL_EXT_discard_framebuffer (во всех драйверах с поддержкой OpenGL ES);
    • GL_EXT_framebuffer_multisample_blit_scaled (i965).
  • Для драйверов r600g и radeonsi обеспечена поддержка встроенных в GPU AMD декодеров UVD 2.2 и 3.0 (Unified Video Decoder), которые позволяют задействовать средства GPU для ускорения декодирования видео. Например, для выполнения на GPU могут быть вынесены функции пост-обработки, масштабирования, слияния (compositing), отображения и декодирования потоков, сжатых с использованием кодеков H.264, VC-1, MPEG-2 и MPEG-4 (в том числе DivX, XviD, Blu-ray 3D и Stereo 3D). Для доступа к функциям ускорения декодирования видео используется интерфейс VDPAU (Video Decode and Presentation API);
  • В поставку добавлен новый Gallium-драйвер freedreno с поддержкой GPU семейства Adreno a220, встроенных в чипсеты Qualcomm Snapdragon;
  • В Gallium-драйверы llvmpipe и softpipe добавлена поддержка программного интерфейса OSMesa, позволяющего осуществлять рендеринг не на экран, а в находящийся в памяти буфер;
  • Для Gallium-драйверов добавлен режим мониторинга производительности с отображением основных параметров работы графической подсистемы поверх текущего изображения (Heads-Up Display, HUD);
  • Из состава удалена поддержка трекера состояний Direct3D 10/11 (d3d1x). В качестве причин удаления называется неработоспособность кода, проблемы с использованием в реальных проектах и длительное отсутствие активности в разработке. Дополнительно можно напомнить, что для Mesa отдельно развивается трекер состояний для поддержки API Direct3D 9, который полностью работоспособен, обеспечивает высокую производительность и пригоден для запуска реальных игр;
  • Удалена реализация расширения GL_EXT_clip_volume_hint, которое не используется драйверами начиная с 2007 года;
  • Удалено расширение GL_MESA_resize_buffers, которое использовалось только в уже не поддерживаемом драйвере GDI;
  • Из всех Gallium-драйверов удалено расширение GL_EXT_separate_shader_objects, так как оно не позволяло реализовать важные оптимизации для шейдеров GLSL. Вместо GL_EXT_separate_shader_objects следует использовать расширение GL_ARB_separate_shader_objects;
  • Работа драйвера i965 для карт Gen6+ теперь требует наличия ядра Linux 3.6 или более новой версии.


  1. Главная ссылка к новости (http://lists.freedesktop.org/a...)
  2. OpenNews: Произведено отделение ветки MESA 9.2
  3. OpenNews: Для Mesa представлен код с поддержкой Direct3D 9
  4. OpenNews: Изменение процесса разработки MESA
  5. OpenNews: Планы по созданию Mesa-драйверов для VirtualBox и QEMU/KVM
Лицензия: CC BY 3.0
Короткая ссылка: https://opennet.ru/37757-mesa
Ключевые слова: mesa, opengl, freedreno
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (28) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, ssy (?), 10:29, 28/08/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +6 +/
    Объясните нубу - элементы системы, вроде Mesa и Gallium - могут ли они быть свободно установлены в условном дистрибутиве или они намертво приколочены к определенной версии ядра, иксов(или еще чего-либо)?
     
     
  • 2.3, Аноним (-), 10:37, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +7 +/
    Для аппаратного ускорения нужно свежее ядро и свежая libdrm. Для программной отрисовки не нужно ничего. Лучше собирать со свежим llvm, хотя теоретически он обязателен не для всех драйверов. Версия иксов особого значения не имеет, но могут иметь значения версии драйверов иксов.
     
  • 2.6, Аноним (-), 11:26, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    Намертво - не приколочены. В принципе разные версии ядер как правило могут работать с разными версиями MESA и прочая. Но есть нюансы. В частности - некоторые фичи требуют того чтобы подыграло ядро. В этом случае они разумеется будут работать только с ядром не менее заявленного.

    Например для проигрывания видео на UVD-видеодекодере требуется ядро не менее 3.10 и обновленные файлы с микрокодом вгружаемым в GPU. Иначе будет индейская народная изба "фигвам".

    В общем случае - лично мне понравились свежие ядра линя + свежая меса, на Radeon это просто праздник какой-то. И управление частотами отличное, и ускорение декодирования видео, и 3D вполне приличное по производительности стало.

     
  • 2.23, Wormik (ok), 16:57, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Не приклочены. Установи в одну систему ядра 2.6.32, 3.1 и 3.10. Позагружайся с каждым из них. 3D будет везде, но на старых ядрах медленнее или без поддержки новых видеокарт.

    Наверное ты подумал что libdrm, xf86-video-ati (сам драйвер) и Mesa при компилировании из исходного кода смотрят на версию ядра. И если оно слишком старое, то новые возможности при компиляции будут выкинуты вообще. Нет, они будут, просто не будут работать, пока не обновишь ядро.

     
  • 2.24, Аноним (-), 17:01, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >или они намертво приколочены к определенной версии ядра, иксов(или еще чего-либо)?

    Не намертво, но диапазон очень маленький.

     
  • 2.28, vitalif (ok), 19:47, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    А ещё кстати есть отдельные (извращенцы?) люди, которые в 3.2 протаскивают новые drmы - это в debian wheezy так.
     
     
  • 3.30, Аноним (-), 23:07, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    и в rhel
     

  • 1.2, Аноним (-), 10:31, 28/08/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    Расскажите, как этот самый Gallium-HUD использовать?
     
     
  • 2.4, commiethebeastie (ok), 10:46, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +5 +/
    GALLIUM_HUD="cpu0+cpu1+cpu2+cpu3:100,cpu:100,fps;draw-calls,requested-VRAM+requested-GTT,primitives-generated"
     
     
  • 3.5, Аноним (-), 11:19, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    о боже мои глаза!

    Gentoo Fatality

     
     
  • 4.7, Аноним (-), 11:29, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +5 +/
    Причем тут гента?это для любого дистрибутива
     

  • 1.8, Аноним (-), 11:52, 28/08/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Зачем для демонстрации месы упорно используют бенчмарк, ключевые возможности которого меса не поддерживает?
     
     
  • 2.20, Аноним (-), 15:09, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Зачем для демонстрации месы упорно используют бенчмарк, ключевые возможности которого
    > меса не поддерживает?

    Что именно она "не поддерживает"? Помнится на радеоне и интеле ее до рабочего состояния вроде как там допинали.

     
     
  • 3.22, Аноним (-), 15:42, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    геометрические шейдеры и теселяцию. Другого бенчмарка все равно нет.
     
  • 2.27, Crazy Alex (ok), 19:11, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Разработчикам, полагаю, лучше знать, на чем тестировать свои результаты
     

  • 1.18, lucentcode (ok), 14:10, 28/08/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    Хорошо развивается проект. Надеюсь, он станет стандартом для открытых систем. И проприерасты из AMD и NVidia тоже возьмут его на вооружение. Разрабатывать драйвер, используя MESA, и с нуля - это разные по человекочасам задачи. Так-что выгода от использования MESA очевидна.
     
     
  • 2.19, Пиу (ok), 14:15, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    но ведь для винды его нужно разрабатывать с нуля => дешевле спортировать чем реализовывать поверх месы
     
     
  • 3.37, lucentcode (ok), 20:09, 13/09/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нет, не дешевле. Практика портирования на фряху показала, что mesa и gallium имеют немалую платформенно не зависимую часть. А значит, разработка драйверов значительно упрощается.


     
  • 2.21, Аноним (-), 15:10, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > из AMD и NVidia тоже возьмут его на вооружение.

    AMD давно делает открытые драйвера. А нвидия на то и нвидия...

     
     
  • 3.29, Archer73 (ok), 20:32, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Он имеет ввиду поддержку MESA проприетарными драйверами. Сомнительно, учитывая отставание в поддерживаемых спецификациях OpenGL.
     
     
  • 4.38, lucentcode (ok), 20:11, 13/09/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Проще сообща пилить общие для всех части mesa, чем каждому свою реализацию.


     
  • 2.25, Wormik (ok), 17:03, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Надеюсь, он с.танет стандартом для открытых систем.

    Ну так это. Уже. http://refspecs.linuxfoundation.org/LSB_4.1.0/LSB-Desktop-generic/LSB-Desktop Обрати внимание на год, когда это было написано. Думаешь, это случайность, что бибиотека OpenGL вот уже более 10 лет называется libGL.so.1, и никак иначе? Нет - это потому что стандарт обязывает. Не будь его, библиотека постоянно бы росла в номере, после каждого из разов отваливалась бы вся проприетарщина.

     
     
  • 3.26, pkunk (ok), 17:26, 28/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    http://lists.freedesktop.org/archives/mesa-dev/2012-September/027295.html
     
     
  • 4.33, Аноним (-), 02:47, 29/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Я знаю. Будет libGL.so.2, с которым будет компилироваться весь Open Source, и будет libGL.so.1, с которым будет компилироваться всё проприетарное ПО. Через год - новый релиз дистрибутива Linux, в котором уже libGL.so.1 и libGL.so.3, и всё открытое ПО пересобрано уже с последним. Через год ещё новое ABI. Так уже делается со всеми остальными библиотеками из стандарта LSB,
     
  • 2.35, Stellarwind (?), 16:20, 30/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Нахрена Nvidia нужна Mesa с ее "только запилили OpenGL 3.1", если у них есть свое с блекджеком и шлюхами, уже работающее и поддерживающее все версии OpenGL, в частности OpenGL 4.4 в день выпуска стандартов.
     

  • 1.32, ононим (?), 02:00, 29/08/2013 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +2 +/
    жаль что UVD работает только для карт HD4xxx и выше. старые карточки в пролете.
     
     
  • 2.34, daemonpnz (ok), 09:24, 29/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    обещают допилить для r600 (hd2xxx-hd3xxx)
     
  • 2.36, ононим (?), 19:23, 31/08/2013 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    вот интересно, кто минусует? написал по делу все. мб кто-то будет мечтать об обновлении, а оно ему вообще никакого профита не принесет.
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Партнёры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2024 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру