The OpenNET Project / Index page

[ новости/++ | форум | wiki | теги | ]

10.05.2018 21:07  Вышел X.Org Server 1.20

После полутора лет разработки опубликован релиз X.Org Server 1.20. В новой версии реализовано расширение DRI3 1.2, в XWayland добавлена поддержка проприетарного драйвера NVIDIA, интегрированы средства прямого вывода на шлемы виртуальной реальности, в xf86-video-modesetting и GLAMOR добавлена поддержка 30-битной глубины цвета, представлена новая система сборки на основе Meson.

Основные изменения:

  • Добавлена поддержка расширения RandR 1.6, предоставляющего средства для выполнения таких функций, как динамическое изменение разрешения экрана, вращение, трансформация и зеркалирование корневого окна, управление отображением данных на дополнительных мониторах. В новой версии RandR добавлена поддержка передачи ресурсов RANDR для эксклюзивного использования клиентом (Output Leases), что необходимо при использовании шлемов виртуальной реальности. При помощи Output Leases клиент может получить прямой доступ к устройствам вывода, в обход X.Org Server (например, система композитинга виртуальной реальности может получить прямой доступ к шлему без какого-либо обращения к X.Org Server);
  • В драйвер xf86-video-modesetting и архитектуру 2D-ускорения GLAMOR, в которой для ускорения 2D-операций используется OpenGL и шейдеры, добавлена поддержка 30-битовой глубины цвета (deep color);
  • В драйвер xf86-video-modesetting добавлена поддержка атомарного переключения видеорежимов;
  • Добавлена новая система сборки на основе инструментария Meson (поддержка autotools сохранена);
  • При выводе с использованием технологии PRIME (применяется для организации совместного использования буферов несколькими драйверами, например, при использовании гибридных графических систем) обеспечено применение метода "page flipping", при котором вместо копирования содержимого буфера в видеопамять, применяется техника быстрого переключения между двумя буферами в видеопамяти - пока один из буферов заполняется, другой отображается на экране;
  • В xorg.conf добавлена поддержка сопоставления классов устройств вывода при помощи директивы OutputClass;
  • Обновлён DDX-компонент XWayland, который позволяет обеспечить работу прослойки для выполнения немодифицированых приложений X11 в окружении на базе Wayland. В XWayland добавлена поддержка планшетов и захвата ввода. Реализована возможность использования EGLStreams, обеспечившего возможность работы XWayland с проприетарным драйвером NVIDIA. В XWayland также появилась возможность переключения между буферами с использованием расширения Present в привязке к отдельным окнам;
  • Интегрирована предложенная компанией NVIDIA GLX-библиотека libglxvnd (OpenGL Vendor-Neutral Driver), которая представляет собой программный диспетчер, осуществляющий перенаправление команд от 3D-приложения к той или иной реализации OpenGL, давая возможность использовать разные драйверы OpenGL для разных X-экранов;
  • Добавлена поддержка расширения DRI3 1.2 с возможностью использования технологии синхронизации DMA-буферов ("DMA Fences"). Например, при использовании единого буфера для драйверов web-камеры и видеокарты, DMA Fences позволяет дождаться заполнения буфера web-камерой перед отрисовкой GPU, чтобы избежать вывода не полностью выведенного в буфер изображения.


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.x.org/archives/x...)
  2. OpenNews: Обновление X.Org Server 1.19.5 с исправлением уязвимостей
  3. OpenNews: Выпуск X.Org Server 1.19.4 с исправлением уязвимостей
  4. OpenNews: Вышел X.Org Server 1.19
  5. OpenNews: Серия уязвимостей в клиентских библиотеках X.Org
  6. OpenNews: Debian и Ubuntu переходят на X.Org драйвер modesetting для GPU Intel
Лицензия: CC-BY
Тип: Программы
Ключевые слова: x.org, x11
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Обсуждение Ajax/Линейный | Раскрыть все сообщения | RSS
 
  • 1.1, anon89786876 (?), 21:50, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]
  • –2 +/
    > При выводе с использованием технологии PRIME (применяется для организации совместного использования буферов несколькими драйверами, например, при использовании гибридных графических систем) обеспечено применения метода "page flipping", при котором вместо копирования содержимого буфера в видеопамять, применяется техника быстрого переключения между двумя буферами в видеопамяти - пока один из буферов заполняется, другой отображается на экране;

    Это круто или что?

     
     
  • 2.35, Tita_M (ok), 10:31, 14/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]
  • +1 +/
    Это ещё в древней VESA 1.2 было. Переключение банков кажется называлось.
     
  • 1.2, Вы забыли заполнить поле Name (?), 21:59, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]
  • +10 +/
    А может ну его, этого вяленого?
     
  • 1.3, Аноним (-), 22:06, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]
  • –1 +/
    Сравнение с недавней статьей про Wayland:
    https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=48418
     
     
  • 2.4, DerRoteBaron (?), 22:15, 10/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]
  • +11 +/
    У вяленого есть один существенный косяк: он слишком правильный.
    В принципе это неплохо, но "грязные" трюки вроде запуска оконных приложений под другим пользователем или банальных xbindkeys/xdotool были полезны, а главное просты для применения, что выгодно отличало никсы с иксами от большей части других гуев
     
     
  • 3.9, AlexYeCu_not_logged (?), 23:22, 10/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    Интересная формулировка. Не берусь судить, насколько верная, но красиво выражает мои претензии к Wayland-у.
     
     
  • 4.16, Аноним (-), 07:08, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +6 +/
    сам по себе вяленый - отличный проект. Но проблема в том, что его разработка в значительной степени контролируется гномерами из RedHat, которые не любят прислушиваться к сообществу.

    Например, бессмысленный форсинг Client Side Decorations. Куча прикладных проектов обнаружили, что должны потратить много усилий на их имплементацию ради непонятно чего. Тем временем KDE, Sway и другие договорились друг с другом и запилили под вяленый прекрасно работающие Server Side Decorations, но гномерам пофиг.

     
     
  • 5.29, 123te (?), 13:22, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    https://blog.martin-graesslin.com/blog/2018/01/server-side-decorations-and-way
     
  • 1.5, Штунц (?), 22:49, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • –1 +/
    >> ... RandR 1.6 ... для ... вращение, трансформация и зеркалирование корневого окна

    А зачем это?

     
     
  • 2.8, Аноним (-), 23:17, 10/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +12 +/
    Ну как... ну неужели тебе никогда не приходила мысля повращать малёха корневым окном?
     
  • 2.10, AlexYeCu_not_logged (?), 23:25, 10/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    >>> ... RandR 1.6 ... для ... вращение, трансформация и зеркалирование корневого окна
    > А зачем это?

    Вращение для вертикального положения монитора.
    Зеркалирование — без понятия. Могу пару сценариев придумать, но ихкак-то логичней реализовать не через RandR.

     
     
  • 3.11, Ordu (ok), 00:28, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +4 +/
    Зеркалирование может быть полезно для проектора или чего-то типа. Если мы проецируем картинку на экран спереди, то это один вариант, если мы проецируем его на полупрозрачный матовый экран сзади, или между экраном и проектором ставим зеркало, то это другой вариант, и один из них потребует зеркалирования картинки.

    При этом я не знаю устройств, которым бы это было нужно на уровне Xorg, проекторы, по-моему, умеют это делать сами, но, думаю, если пофантазировать или поковырять гугл, то можно найти use-case'ы.

     
  • 3.13, Аноним (-), 03:57, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    > Зеркалирование — без понятия.

    Например когда менеджеру нужно отобразить рабочий экран клиенту.

     
     
  • 4.17, iPony (?), 07:17, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Чего? Это экран что ли сзади прозрачный?
     
     
  • 5.24, 1 (??), 11:01, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Ты не поверишь ...
     
  • 4.22, kvaps (ok), 10:06, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +2 +/
    Это что бы клиента в ступор ввести? :)
     
  • 1.6, Аноним (-), 22:55, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +1 +/
    А этот самый PRIME умеет одновременно использовать две карточки (гибридная графика) или только одну использует при запуске через DRI_PRIME=1?
     
     
  • 2.12, JL2001 (ok), 01:04, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    > А этот самый PRIME умеет одновременно использовать две карточки (гибридная графика) или
    > только одну использует при запуске через DRI_PRIME=1?

    а две сразу это как ? черезкадровый обсчёт разными видяхами чтоль ? не умеет

     
     
  • 3.15, Human (?), 06:51, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    Наверное подразумевалось подобие NVIDIA Optimus, когда дискретная ведёт все расчеты, в встроенная отображает результат.
    Как-то так, если не изменяет память
     
     
  • 4.27, J.L. (?), 12:29, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    > Наверное подразумевалось подобие NVIDIA Optimus, когда дискретная ведёт все расчеты, в
    > встроенная отображает результат.
    > Как-то так, если не изменяет память

    собсно так DRI_PRIME=1 и работает на современных ноутах - программа через DRI_PRIME=1 обсчитывается на дискретке, которая физически не имеет выхода на монитор, а выводит через интеграшку, которая единственная и может выводить на экран

     
     
  • 5.33, Аноним (-), 20:42, 12/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Было бы неплохо, работай это с проприетарным драйвером
     
     
  • 6.34, JL2001 (ok), 23:28, 12/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +2 +/
    > Было бы неплохо, работай это с проприетарным драйвером

    напишите в суппорт производителя вашей видеокарты, пускай они сделают чтоб это работало с ихним проприетарным драйвером

    //каквызадолбали

     
  • 1.7, Аноним (-), 23:16, 10/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +2 +/
    Про Freesync ни слова, беда-беда.
     
     
  • 2.28, Аноним (-), 13:00, 11/05/2018 [^] [ответить]     [к модератору]  
  • +/
    С freesync действительно беда-беда В шинде все просто, там глубоко в недрах ест... весь текст скрыт [показать]
     
  • 1.14, Ne01eX (ok), 05:04, 11/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +3 +/
    И здесь мезон. :-(
     
     
  • 2.31, Аноним (-), 15:42, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • –1 +/
    Видать make скрипты тот еще не масштабируемый легаси
     
  • 2.37, Билдонимус (?), 20:50, 17/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    Так хорошо же, простой, и работает хорошо, чем не unixway?
     
  • 1.18, Папка Кун (?), 08:51, 11/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]     [к модератору]  
  • –7 +/
    VESA Releases DisplayHDR Test Tool for HDR Display Performance Verification ну и... весь текст скрыт [показать]
     
     
  • 2.20, Аноним (-), 09:27, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +1 +/
    > Так и с иксами, они просто морально уста-ре-ли

    В чем это выражается, о йуный новатор?

     
  • 1.19, Папка Кун (?), 08:57, 11/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    onreader.mdl.ru/LinuxDeviceDriversDevelopment/content/App0A.html так и называется статья Срывая мистику с графики Linux
     
  • 1.30, Аноним (-), 14:13, 11/05/2018 [ответить] [показать ветку] [···]    [к модератору]  
  • +/
    >PRIME
    >libglvnd

    а рабочей гибридной графики с проприетарной невидией как не было, так и нет. Или теперь будет?

     
     
  • 2.32, Аноним (-), 16:13, 11/05/2018 [^] [ответить]    [к модератору]  
  • +/
    нет
     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Заголовок:
    Текст:


      Закладки на сайте
      Проследить за страницей
    Created 1996-2018 by Maxim Chirkov  
    ДобавитьПоддержатьВебмастеруГИД  
    Hosting by Ihor