The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Выпуск Mesa 19.0.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan

13.03.2019 23:40

Опубликован релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan - Mesa 19.0.0. Первый выпуск ветки Mesa 19.0.0 имеет экспериментальный статус - после проведения окончательной стабилизации кода будет выпущена стабильная версия 19.0.1. В Mesa 19.0 предоставляется полная поддержка OpenGL 4.5 для драйверов i965, radeonsi и nvc0, поддержка Vulkan 1.1 для карт Intel и AMD, а также частичная поддержка стандарта OpenGL 4.6.

Наиболее заметные изменения:

  • Объявлена устаревшей сборочная система на основе autotools. По умолчанию для сборки теперь применяется Meson. Для продолжения сборки с autotools при запуске autogen.sh следует указать опцию "--enable-autotools". В следующем выпуске 19.1 планируется полностью удалить поддержку autotools;
  • В драйвер ANV (Vulkan-драйвер для GPU Intel) добавлено расширение Vulkan Transform Feedback, которое предоставляет техническую возможность для проектов DXVK и VKD3D (реализации Direct3D 11 и 12 поверх API Vulkan) использовать Direct3D Stream Output, отвечающий за отображение многих поверхностей в играх. Ранее данное расширение было реализовано только в драйвере RADV;
  • В драйвер ANV добавлены расширения VK_EXT_scalar_block_layout, VK_EXT_pci_bus_info, VK_ANDROID_external_ memory_android_hardware_buffer, VK_KHR_depth_stencil_resolve, VK_KHR_draw_indirect_count и VK_EXT_conditional_rendering;
  • В драйвер RADV (Vulkan-драйвер для карт AMD) добавлены расширения VK_EXT_memory_budget, VK_EXT_scalar_block_layout и VK_EXT_pci_bus_info;
  • В RadeonSI (OpenGL-драйвер для карт AMD) включена поддержка технологии VESA Adaptive-Sync (FreeSync), позволяющей адаптивно менять частоту обновления монитора для обеспечения плавного вывода и отсутствия разрывов;
  • Добавлены новые расширения OpenGL:
  • В драйвере Freedreno улучшена поддержка GPU Qualcomm Adreno A2xx;
  • Для GLSL реализованы функции для поддержки 64-разрядных типов FP64 и INT64;
  • В драйвер i965 добавлена программная реализация (на основе шейдеров) 64-разрядных расширений GLSL GL_ARB_gpu_shader_fp64, GL_ARB_gpu_shader_int64 и GL_ARB_vertex_attrib_64bit, а также расширения GL_ARB_shader_ballot;
  • Добавлено расширение EGL_MESA_query_driver, упрощающее получение параметров драйверов в Wayland.


  1. Главная ссылка к новости (https://lists.freedesktop.org/...)
  2. OpenNews: Выпуск Mesa 18.3.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  3. OpenNews: Выпуск Mesa 18.2.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  4. OpenNews: Релиз Mesa 18.1.0
  5. OpenNews: Выпуск Mesa 18.0.0, свободной реализации OpenGL и Vulkan
  6. OpenNews: Выпуск сборочной системы Meson 0.50
Лицензия: CC-BY
Тип: Программы
Ключевые слова: mesa, opengl, vulkan
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно
Обсуждение (41) Ajax | 1 уровень | Линейный | Раскрыть всё | RSS
  • 1.1, VINRARUS (ok), 00:18, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –6 +/
    Уже который раз добавляют FreeSync? Я сбился со щёта.
    А по настоящему заработает то когда, например в KDE?
     
     
  • 2.5, Annoynymous (ok), 00:43, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +9 +/
    Не который раз, а куда. Его отдельно надо добавлять в ядро, отдельно для разных видеокарт, отдельно в месу.
     
  • 2.27, Аноним (27), 20:39, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Зачем тебе freesync в DE?
     
     
  • 3.37, VINRARUS (ok), 02:19, 16/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    1) повысить отклик на действия
    2) использовать 75 ФПС.
     
  • 2.40, Аноним (40), 23:56, 18/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Когда пропишешь в конфиг иксов, тогда и заработает. кэп.
     

  • 1.2, Аноним (2), 00:29, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –4 +/
    Ставить надо?
     
     
  • 2.24, Аноним (2), 19:42, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    Минусы ). Это вопрос был, продвинутые умственно :) Начитаются источников и давай митинговать )
     
     
  • 3.41, Michael Shigorin (ok), 23:29, 19/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Если это был вопрос, то ответ и впрямь отрицательный.

    PS: не минусовал. :)

     

  • 1.3, Аноним (3), 00:33, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    Хм уже использую на radeon RX-570 8G c kernel 5.0.0.Игра stalker-нс2016
    на wine-4.1.При работе с Gallium-Nine (dx9) ощутимо быстрее чем Opengl.
    Выражается в инпутлаге (задержка ввода тактильно очень заметна) при работе с мышкой в Opengl.Переключаю wine на Gallium-Nine и "ватность"
    мышки пропадает.На жк мониторах может и не заметно но на плазме в игровом режиме даже очень ощутимо.Ну и по тестам переключая wine туда сюда выяснилось что Nine все же не очень стабильно чем Opengl. Да fps почти одинковый.
    P.S
    OpenGL или софтверный рендеринг работает. ... Кто не знает gallium-nine - это реализация D3D9 в mesa, используя его можно избежать трасляции d3d>opengl>tgsi>видеокарта а просто выполнять d3d>tgsi>видеокарта
     
     
  • 2.4, Аноним (4), 00:37, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Переключаю wine на Gallium-Nine и "ватность"

    мышки пропадает.

    Хорошо освидомил.

     
     
  • 3.7, Аноним (7), 07:38, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Году в 2008, когда я запускал Сталкер 1.5 в Wine 1.1.16, тоже была "ватность" мышки. Ничё не меняется )
     
     
  • 4.8, адмирал третьего флота очевидно (?), 08:02, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    ну так никто в игре мышку от директхаков не отвязывал, вот оно и лагает при трансляции..
     

  • 1.6, Аноним (3), 00:54, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Кстати скоро обещают трансляцию wine d3d9 в Vulkan в Mesa посмотрим чем будет лучше Nine.Да и как я понял при работе Nine Mesa не кэширует откомпилированные шейдеры как например в OpenGl.При прохождении в игре повторно одних и тех же мест OpenGl плавнее вроде как.Не уверен.
     
     
  • 2.22, J.L. (?), 19:24, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > скоро обещают трансляцию wine d3d9 в Vulkan в Mesa

    кто обещает? прямо щас вроде все эти проекты d3d9 в Vulkan подзаглохли, но есть варианты d3d9 в d3d12 и d3d12 в Vulkan, которые вроде как пока не супер в первой части цепочки

     

  • 1.9, Аноним (9), 09:02, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Новые ачивки подъехали
     
  • 1.10, Аноним (10), 09:07, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Nouveau, походу, всё. Очень печально, с ноутбуками на Optimus неудобно использовать проприетарный драйвер, а bumblebee больше не развивается. И ладно бы завести последний костылями, так ведь vulkan'а не будет.
     
     
  • 2.13, Zenitur (ok), 11:53, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    По-идее, Optimus должен работать на 100%. Но что-то не слышно историй успеха

    Давай краткий пересказ событий. Сначала был Bumblebee. Позволяет одновременно пользоваться и Intel GPU, и NVIDIA GPU, и ещё обесточивать NVIDIA во время неиспользования при помощи bbswitch. Есть NVIDIA PRIME, появился в драйвере 319.xx и требует для своей работы Linux 3.9 (в драйвере 364.xx подняли до 3.13), X-Server 1.13 и Xrandr 1.4 (или новее). Настраивается при помощи создания специального xorg.conf и изменения конфига LightDM (или другого DM, если вы его используете). Подробнее в Arch Wiki и Gentoo Wiki, а в Ubuntu сделали "из коробки".

    Решение от NVIDIA не подразумевает использование Intel GPU, а следовательно всегда недолгое время работы от батареи. Также всегда тиринг. Но в X-Server 1.19 тиринг исправили. Только нужно вручную приписывать параметры, чтобы тиринга больше не было (PRIME Syncronization). Причём даже не надо включать композитный менеджер - тиринга всё равно не будет.

    А в X-Server 1.20 должна была заработать переключаемая графика. Системная библиотека libGL заменялась на диспетчер, перенаправляющий вызовы либо в релазизацию OpenGL от Mesa, либо в NVIDIA. То есть, настоящий Optimus, без обходных путей. Интересно, можно ли обесточить NVIDIA? Но я не слышал, чтобы хоть кто-нибудь это использовал

     
     
  • 3.18, Глеб (?), 13:47, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    На ноуте с i5 и Nvidia MX150 у меня отлично работал optirun. Вся система загружается и работает через Intel GPU, но конкретное приложение можно запустить через optirun. Можно и Иксы по идее через оптиран пускать.
     
  • 3.19, Stax (ok), 14:14, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +4 +/
    > А в X-Server 1.20 должна была заработать переключаемая графика. Системная библиотека libGL заменялась на диспетчер, перенаправляющий вызовы либо в релазизацию OpenGL от Mesa, либо в NVIDIA. То есть, настоящий Optimus, без обходных путей.

    Есть Xorg 1.20.4 и переключаемая графика (glvnd). И как добиться переключения? Ноут с Intel UHD 630 + Geforce 1050 Ti, при использовании проприетарного драйвера все время активна только нвидия (хотя встроенный экран ноута подключен к интелу). Никакого bumblebee, современный PRIME. Решения из Arch Wiki (https://wiki.archlinux.org/index.php/PRIME) не работают - DRI_PRIME ничего не меняет, попытка сделать интел основной картой через xrandr --setprovideroffloadsink выдает ошибку - т.е. оба провайдера там видны, но порядок допустим только "нвидия, потом интел", и не поменять ни порядок, ни активировать интел форсированно для приложения.

    А nouveau на этом конфиге работает настолько отвратительно, что даже описывать не хочется.

     
     
  • 4.26, Некто (??), 20:18, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ноут с точно такой же конфигурацией. Просто поставил проприентарный драйвер и bumblebee, даже ничего не настраивал, и все работает. Иксы крутятся на интеловской карте, через optirun пускается то, чему надо производительность повыше. Gentoo, если что.
     
     
  • 5.30, Stax (ok), 00:14, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Ноут с точно такой же конфигурацией. Просто поставил проприентарный драйвер и bumblebee,
    > даже ничего не настраивал, и все работает. Иксы крутятся на интеловской
    > карте, через optirun пускается то, чему надо производительность повыше. Gentoo, если
    > что.

    Я не ставил bumblebee т.к. на каждом углу пишут, что это прошлый век, с ним не работает vulkan, он тормоз (https://github.com/Witko/nvidia-xrun/issues/4#issuecomment-153386837) и тд и тп и в 2019 году давно надо использовать PRIME вместо него... Оно заработало из коробки. Но переключение на Intel назад - не выходит (

     
     
  • 6.32, Аноним (7), 08:44, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В Ubuntu можно, но только с перезапуском "иксов". https://i.stack.imgur.com/NixuN.png В остальных дистрах можно удалить или переименовать xorg.conf, тогда X-Server запустится на Intel GPU. Не знаю, сделает ли это работу от батареи дольше
     
  • 4.29, Аноним (4), 00:14, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >Никакого bumblebee, современный PRIME

    PRIME угешнее шмелятины, такие дела.

     

  • 1.12, Аноним (12), 10:25, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    чем же им autotools не угодили? они же заводятся на любом калькуляторе и работают на всех системах
     
     
  • 2.14, Crazy Alex (ok), 12:02, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Вы их точно не только запускали (кстати, неспешное дело) но и писать правила пытались?
     
  • 2.15, Аноним (15), 12:04, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    https://media.ccc.de/v/44-making_your_gnome_app_compile_24x_faster
     
     
  • 3.17, Ordu (ok), 13:28, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Воу. Там где-то на 1:10 схема работы autotools. Эта схема -- неоценимая штука. Может быть если бы она у меня была бы десять лет назад, то я бы знал сейчас, как заточить свой проект под autotools. Я тогда пытался разобраться, читая мануал к autotools, но так и не понял. Схема проясняет, почему я не понял.
     
  • 2.16, Ordu (ok), 12:47, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Ты пробовал заводить autotools на калькуляторе? Я пробовал использовать их на малинке, я собирал базовую систему gentoo и наблюдал. У меня сложилось впечатление, что больше половины времени сборки отожрали autotools. Интересно было бы замерять.
     
     
  • 3.33, yet another anonymous (?), 10:31, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Есть основания полагать что с meson'ом будет ещё веселее. Как минимум --- изрядно потопчемся по новым граблям, пока их не распознаем.
     
     
  • 4.34, Ordu (ok), 10:51, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Есть основания полагать что с meson'ом будет ещё веселее. Как минимум ---
    > изрядно потопчемся по новым граблям, пока их не распознаем.

    Возможно. Но раз за разом наступать на старые грабли из-за страха наступить на новые -- это не вариант нисколько.

     
     
  • 5.35, yet another anonymous (?), 19:30, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Старые грабли уже все (кому это было интересно) знают, как обходить. А на новых ещё подорваться придётся. А поскольку там питон, а питон местами полный абзац врубает, то я от meson'а ничего хорошего не жду.
     
     
  • 6.36, Ordu (ok), 21:29, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    > Старые грабли уже все (кому это было интересно) знают, как обходить. А
    > на новых ещё подорваться придётся.

    Во, отличный пример олдфажеского подхода: я научился обходить старые грабли, а дальше хоть трава не расти, я не позволю вам убирать эти грабли и привносить новые, потому что старую собаку новым трюкам научить невозможно. И именно поэтому, созданием новых граблей приходится заниматься зелёным юнцам: у юнцов ещё молоко на губах не обсохло, но олдфаги уже ни на что не способны, кроме как кряхтеть о том, что тот кто не может обойти грабли, известные только этим олдфагом, должен свалить из профессии вон.

    Мне старые грабли autotools были интересны, но недостаточно, чтобы понять как этим пользоваться. Я перечитал мануалы несколько раз, посмотрел на GNU Hello World, плюнул и сделал всё вручную. И я не знаю, как обойти старую граблю autotools иначе, кроме как не использовать их. И я очень рад тому, что сегодня есть cmake, meson, и прочие, которые позволяют новым поколениям разработчиков не тратить своё время на изучение граблей autotools: они реально не стоят того.

    И да, я не собираюсь сваливать вон из профессии, я лучше подожду, когда свалят олдфаги. А они свалят, таблетку бессмертия пока ещё не придумали.

    > А поскольку там питон, а питон
    > местами полный абзац врубает, то я от meson'а ничего хорошего не
    > жду.

    Ок.

     

  • 1.20, Аноним (20), 18:56, 14/03/2019 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –2 +/
    Кто-то может четко объяснить, зачем нужна прослойка в виде mesa, когда драйвера и так opengl предоставляют
     
     
  • 2.21, Аноним (4), 19:19, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –3 +/
    Проприетарные тащат свои "libgl.so". А это "libgl.so" для швaбодных драйверов.
    Как тут еще на пальцах и для самых маленьких получше объяснить..
     
     
  • 3.23, Аноним (20), 19:33, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –4 +/
    Швaбодный libgl.so который дергaет проприетарные драйвера
     
     
  • 4.25, J.L. (?), 19:58, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Швaбодный libgl.so который дергaет проприетарные драйвера

    вы заблуждаетесь, меса работает с открытыми дровами (но вообще сейчас есть возможность перенаправлять запрос в любой libgl.so по выбору)

     
  • 2.28, Ordu (ok), 21:29, 14/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Ты про драйвера в ядре? Но как ты будешь дёргать эти драйвера? Я чесслово не знаю как это делается, через ioctl'ы? Может ли быть у разных драйверов разный ABI?

    mesa же предоставляет тебе няшный C'шный ABI.

     
     
  • 3.38, Аноним (20), 03:14, 16/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    opengl стандартизирован (вот это поворот)
     
     
  • 4.39, Ordu (ok), 12:40, 16/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > opengl стандартизирован (вот это поворот)

    Да неужели? ABI там тоже стандартизован? Как ядерный драйвер сможет обеспечить тебе C'шный ABI?

     
  • 2.31, Аноним (31), 08:33, 15/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    https://blogs.igalia.com/itoral/2014/08/08/diving-into-mesa/
     
  • 2.42, Аноним (42), 15:35, 21/03/2019 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > релиз свободной реализации API OpenGL и Vulkan
    > ANV (Vulkan-драйвер для GPU Intel)
    > RadeonSI (OpenGL-драйвер для карт AMD)
    > драйвер RADV (Vulkan-драйвер для карт AMD)

    Еще раз:
    > свободной реализации API OpenGL и Vulkan

    В каком месте непонятно?

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Спонсоры:
    Слёрм
    Inferno Solutions
    Hosting by Ihor
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2019 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру